ПОИСК
СТАРИННЫЕ НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Центры художественного ремесла

Старинный русский город Тверь, Тверская область, каждый из ее районов имеет давние традиции народных промыслов. Сложившиеся на территории Тверского княжества еще в средние века, центры ремесленного производства развивались, обогащались новыми художественными традициями и приемами работы. Торговые связи с сопредельными территориями росли, возрастал спрос на товары искусных мастеров и на внутреннем рынке, и по этим причинам Тверь, Торжок, Старица, Бежецк, Ржев и другие стали крупными центрами ремесленного производства. В сельской местности, где долгое время господствовало натуральное хозяйство, также процветали домашние виды ремесел.

Развитие промышленности и другие объективные причины социально-экономического и политического характера резко сократили некогда цветущее городское ремесло, применение в нем ручного труда уменьшилось, высочайший художественный уровень стал снижаться. Тем не менее, центры художественного ремесла на территории Тверской области сохранились и по сей день, и играют существенную роль в художественной и туристической жизни области. Некоторые из нынешних ремесленных производств традиционны, другие - реконструированы, третьи - воплощают в себе авторскую работу и исконно народную традицию.


Золотное шитье города Торжка. Комбинат «Торжокские золотошвеи»

Вышитые золотом лоскуты кожи, найденные на территории Торжокского кремля датированы 13 веком. Промысел золотного шитья создавался под влиянием богатой культуры Византии. Один из древнейших и ценнейших памятников русского золотного шитья «Пелена Марии Тверской», хранится в Историческом музее в Москве. Дата ее создания -1389 год.

Золотошвейный промысел был распространен во многих русских городах, но наибольшее развитие получил именно здесь, в Торжке, на пересечении торговых путей. Одной из разновидностей торжокского золотного шитья являлась вышивка по сафьяну, искусство выделки которого было заимствовано у казанских татар. Высшего расцвета золотошвейное искусство достигло в 18-19 веках. Множество работ выполнялось по заказу церкви, правительственных ведомств, столичной знати, императорского двора. 30 торжокских золотошвей вышивали порфиру для коронации императора Александра II. В конце 19 века наметился спад промысла, но Торжокское земство поспособствовало его возрождению, учредив кустарный отдел при земстве. В 1907 году торжокское золотное шитье было представлено на Международной выставке в Париже, в 1911 году – в Турине. Позднее на базе учебно-показательных мастерских была создана золотошвейная профтехшкола. С 1927 года, после реорганизации мастерских профтехшколы в самостоятельное производство, промысел был полностью сосредоточен на фабрике. В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе работа торжокских золотошвей была удостоена серебряной медали. Сейчас традиции золотного шитья в Торжке поддерживает предприятие «Торжокские золотошвеи» и созданное на его базе средне-специальное учебное заведение.


Ведновская строчка села Ведное

Одним из центров вышивального ремесла является село Ведное. В нем проживают потомственные вышивальщицы, работающие на дому. В 1928 году была организована кустарная артель «Красная вышивальщица». В артели работало более 600 человек, большинство из которых трудилось дома. Основу ассортимента ведновских мастериц составляли полотенца, салфетки, скатерти, украшенные вышивкой. В 1946 году промысел переместился в областной центр, в Калинин (прежнее название Твери ). В нем было организовано предприятие строчевышитых изделий «Калининские узоры», а один из цехов находился в селе Ведном. Строчка в вышивке использовалась преимущественно машинная. Вышитый на тончайшем льняном полотне простыми, чаще всего белыми, нитями графичный узор растительного орнамента отличает «ведновскую строчку». Теперь это предприятие называется «Тверские узоры». Разнообразные виды вышивки: мелкие стежки старинной росписи, сетчатая гладь, тамбур, узорные мережки сохраняются в изделиях мастериц и художников «Тверских узоров». Уникальные современные изделия, основанные на традициях тверской вышивки, завоевывают многочисленные дипломы, грамоты, призовые места на выставках.


Калязинское кружево

Калязин с давних пор является центром кружевоплетения, традиции которого уходят в глубину веков и связаны с Калязинским Троицким монастырем, основанным в 1434 году. Первые кружева плели из металла и нашивали на ткань. В 1654 году во время эпидемии чумы из Москвы в Калязинский монастырь прибыла царица Мария Ильинична Милославская. С ней приехали мастерицы кружевоплетения из золотых и серебряных нитей. Это событие и положило начало знаменитым калязинским кружевам. Во второй половине 19 века русское кружево начинает конкурировать с бельгийским и французским сначала на внутреннем рынке, а затем и в Европе. В Калязине в то время половина женщин-мещанок занималась кружевоплетением. Поставляли изящные изделия в Петербург, Москву, европейские города и страны. После революции спрос на кружево резко упал. В старом калязинском кружеве типа «вансьен» с мелким цветочным рисунком, в кружеве типа «малин» с цветочками, обведенными сканью - толстой льняной нитью, отражается влияние стиля знаменитых брюссельских и брабантских мастеров. Хотя со временем национальные художественные традиции преодолевают европейское влияние, в европейскую моду входит русский стиль, а в калязинское кружево проникают мотивы русского народного орнамента, используемого местными мастерицами по сей день.


Гончарное дело. «Художественные промыслы» города Лихославля

В бассейне Волги гончарный круг известен с IX века, и в прошлом на территории Тверской области был распространен повсеместно, так что эти традиции также имеют древние национальные корни. Керамический цех в Лихославле был создан в 1981 году. Основная масса гончарных изделий изготавливается литьем и прессованием, но декорируют изделия вручную. На предприятии имеется своя коллекция керамики из разных гончарных центров. Лихославльская керамика отличается по своей пластике близостью к народному искусству. «Художественные промыслы» создают не только выставочные, штучные экземпляры, но и являются производством, выпускающим около 200 наименований изделий из глины для широкого потребления: выполненные на гончарном круге вазы, кувшины, горшки, плошки и многое другое.


Торжокская глиняная игрушка

Во многих городах России существует своя, традиционная глиняная игрушка. Есть она и в Торжке, где в 1975 году был организован цех «Объединения художественных изделий и игрушек». Торжокская промысловая игрушка из глины была разработана усилиями художников-мастеров этого цеха. Особая заслуга в деле создания торжокской игрушки принадлежит Галине Климовской. Отличается торжокская игрушка особой яркостью и многослойностью цветового решения, излюбленный сюжет – птицы-свистульки небольшого размера.


Тверская резьба по дереву

Центров резьбы по дереву было на территории Тверского края множество. Испокон веков здесь изготавливали из подручного материала деревянные ковши, прялки, посуду. Занимались и более крупными работами, ведь дерева было всегда в достатке: делали мебель, сани, украшали узорной резьбой избы. Сейчас в области действует много производств, связанных с обработкой дерева, но художественной резьбой занимаются немногие. Большинство тверских резчиков по дереву работают индивидуально, как например, мастер народных художественных промыслов Александр Щеглов. В созданных по мотивам тверского фольклора декоративно-прикладных изделиях, мелкой пластике всегда можно узнать авторский почерк этого мастера.


Деревянная игрушка Твери

Любопытно, что в прежние века токарным мастерством владели европейские вельможи, было оно в чести даже у лиц королевских фамилий, которые проходили обучение у опытных мастеров. Но, конечно, не в поисках заработка средств к существованию, а с целью развлечения. На Тверской земле токарные традиции старых мастеров развивают современные предприятия. Одно из них, «Тверские сувениры», выпускает деревянную токарную игрушку, украшенную яркой росписью. Создана она на основе авторских разработок и представляет собой жанровую композицию. Сюжеты разнообразны: это и исторические, и бытовые крестьянские, и современные, и сказочные сценки. Изделия «Тверских сувениров» - современный, но самобытный вид тверской сувенирной продукции.


Художественная обработка бересты в Твери

Художественная обработка бересты - для Твери промысел сравнительно новый. Мастера предприятия «Березка-сувенир» взяли за основу традиционную технику северной художественной обработки бересты, но внесли в нее собственные изменения. На мореном фоне деревянных шкатулок, коробов, кружек, солонок помещается берестяная пластина с резьбой. Орнамент включает в себя и прорезку фона - при этом получается более глубокий объем, рисунок становится выразительным, изделия приобретают законченный, нарядный вид и пользуются большой популярностью благодаря своим практическим и эстетическим достоинствам.


Основным центром, поддерживающим местных мастеров художественных ремесел, является Тверской областной государственный Дом народного творчества. Он организует и проводит областные и всероссийские выставочные проекты, конференции, семинары и мастер-классы. Во многом заслуга сохранения тайн ремесла принадлежит отдельным мастерам. Эти замечательные люди не жалеют собственных творческих сил и времени, чтобы поддерживать старинные традиции и передавать их своим ученикам. В Кимрском, Удомельском, Вышневолоцком, Спировском, Калязинском, Краснохолмском, Кашинском районах Тверской области организованы Дома ремёсел, а в Торжке, Калязине, Ржеве и Бежецке работают школы ремесел, где опытные мастера передают накопленные знания и умения новым поколениям.


По материалам Тверского областного государственного Дома народного творчества
Подготовила: Наталья Ершова, Media Comnatel Oy
пресс-координатор русскоязычной информации культурного форума



ВЕРНУТЬСЯ